"И долго след хранит любой
серебряная пыль..."
Теперь говорят оттепель, застой, а ведь и правда, как не вспомнишь тепло, прекрасная погода и мы обязательно стоим где-нибудь в скверике или в подъезде, или, в крайнем случае, сидим на лавочке. Ведь это была наша юность, и природа, да и не только она, постоянно выдавала нам свои совершенно невероятные подарки. Как там в песне у Юры Аделунга: "...подарок, почище, чем Смоленский гастроном".
Кстати, он жил, да и до сих пор живёт, что, в общем-то нехарактерно для коренного москвича, в центре, у этого самого Смоленского гастронома. Очень часто именно там мы и брали... И вот, помню, стояла прекрасная погода оттепель, магазин уже закрывался и мы взяли побольше, чтобы потом не расстраиваться, и пошли, вследствие этой самой погоды, не домой, а прямо за гастроном, там ещё оставались деревянные домики с палисадниками, столиками и скамеечками...
Мы это компания, которая по четвергам собиралась в Козицком переулке (было такое место для любителей нашей песни). Там, собственно, я и познакомился с Юрой. Знать-то я его знал и раньше, видел на концертах, пел его песни, но подойти и напроситься в друзья было ужасно неудобно. Тогда гремели Анчаров, Окуджава, Ким, Визбор, Городницкий, Аделунг я думал, что у них своя компания, да и старше меня он был года на два (тогда казалось что это было очень много), и в 66-ом ему было уже за 21, и песни он начал писать году в 62-ом такой мужественный бородатый геолог...
Так вот, в Козицкий переулок каждый четверг в подвальчик (прямо напротив входа в Елисеевский!) часам к семи приходили любители песен: и авторы, и исполнители, и просто девочки... Это был клуб туристов, который выделил нам один вечер в неделю, чтобы мы могли встречаться, петь свои песни и через это повышать свой культурный и профессиональный уровень. Мы были очень довольны: наконец-то нас заметили официальные организации (я не имею в виду КГБ эта организация заметила нас с самого начала), разрешили петь, а дальше, глядишь, дадут и какой-нибудь зальчик, а не комнатку в подвале вот тут-то наша песня и расцветёт ярким цветом...
Пришёл туда и Аделунг со своей семиструнной гитарой. Он спел "День похоронен курантами, бьющими в полночь", я спел "Хана Мамая", мы зашли в Елисеевский и дружба началась. Это после мы уже встретились с Витей Луферовым, потом появился Толя Иванов, начал писать песни Алик Мирзоян, А в 71-ом к нам пришла Верочка Матвеева. Её мы все вместе впервые и увидели на квартире Аделунга. Туда же, кстати, часто заходил и Лёня Губанов поэт, без которого невозможно представить себе эти годы.
В такой компании мы и пели, и ездили в другие города, но бывали большие концерты и в Москве, не всегда, впрочем, проходившие благополучно. Занесло нас как-то то ли в институт научно-исследовательский, то ли в контору какую-то прямо напротив Лубянки. А Юра в тот момент переходил с семиструнной гитары на шестиструнную и на сцену являлся с двумя гитарами. На сцене стоял большой, в рост человека, бюст Ленина, к носу которого, чисто автоматически, как я думаю, Юра постоянно приставлял свободную гитару. Это продолжалось довольно долго, но на словах: "Следующая песня на стихи Гумилёва, которого расстреляли большевики", микрофон отключили и погасили свет, на что Юра заметил: "Это ничего, мы можем и без микрофона!" За сцену в панике прибежали устроители концерта с известием, что в зал пришли кэгэбэшники, которые хотят нас видеть, и быстро вывели нас через чёрный ход. Нас не задержали и даже отдали часть денег за концерт, что было большим подарком судьбы. После чего мы немедленно зашли в Смоленский гастроном...
Так вот, стояла прекрасная погода оттепель, палисадники, столики, скамеечки... Уже стемнело, уже достаточно приняли из горла, Юра пел свои песни, как вдруг мимо нас по этим арбатским закоулкам лёгким шагом прошла девушка неимоверной красоты и застенчивой невинности. У нас у всех разные вкусы, но в тот миг мы сошлись в одном: ничего прекрасней мы никогда не видели. Кто-то из нас от полноты чувств воскликнул: "Девушка, а у Вас стакан есть?" Ни слова не говоря, грациозным движением она достала из изящной сумочки хрустальный фужер и протянула нам...
И теперь, когда мы встречаемся и поём друг другу что-то новое, мы иногда вспоминаем и эту историю, и хрустальный фужер, который пропал неизвестно куда, но песни они остались, и они не только перед Вами в этой книге, но и душе, внутри каждого из нас. Мы выросли с ними и забыть их невозможно, как невозможно забыть свою юность.
См. мой комментарий